Решения

О компании | Итоги 2008 | Итоги 2007 | Итоги 2006

В современных условиях одним из основных факторов повышения конкурентоспособности территории является эффективная система управления финансами. Однако ее развитие на региональном уровне сдерживается многими факторами, среди которых можно назвать: отсутствие стратегического и тактического управления бюджетным процессом; несовершенство системы управления текущими расходами бюджетов; отсутствие системы мониторинга эффективности и результативности оказываемых бюджетных услуг; использование неоптимизированных схем управления государственными закупками; несовершенство механизмов распределения финансовой помощи с учетом четырехуровневой бюджетной системы и другие.

Эффективное решение всех вышеперечисленных проблем возможно только путем комплексного реинжиниринга существующего бюджетного процесса региона, позволяющего осуществить переход к концепции управления результатами, нацеленной, в первую очередь, на повышение ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров. Эту же цель преследуют и проводимые в настоящее время на федеральном и региональном уровнях реформы: реформа местного самоуправления, реформа бюджетного процесса, реформа государственных закупок, административная реформа. В этой связи актуальной задачей органов исполнительной власти субъектов РФ является создание единого методического и информационного пространства между всеми участниками бюджетного процесса, позволяющего значительно снизить риски принятия неэффективных управленческих решений и сократить сроки получения желаемых результатов.

НПО «Криста», обладая обширным опытом создания и внедрения автоматизированных систем управления региональными финансами более чем в 25 субъектах РФ, в рамках современных преобразований бюджетной сферы развивает комплексный подход к автоматизации бюджетного процесса. Нами была разработана Концепция построения Единой системы управления бюджетным процессом, которая охватывает всех участников бюджетного процесса в электронном взаимодействии. Финансовый орган, главные распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств взаимодействуют в едином информационном пространстве, основанном на единых принципах электронного взаимодействия.

Интегрирующим звеном такого взаимодействия является система поддержки принятия управленческих решений, аккумулирующая в себе информацию различных источников, позволяющая осуществлять на ее основе анализ и прогноз социально-экономического развития региона. Начиная с 2005 года, наше предприятие активно сотрудничает в этом направлении как с регионами, так и с федеральными органами исполнительной власти. Результатом такого сотрудничества стало создание системы поддержки принятия управленческих решений СППР «Регион», используемой в Министерстве регионального развития РФ и органах исполнительной власти субъектов РФ.

Одним из элементов анализа социально-экономического развития региона является финансово-экономический анализ и комплексная оценка финансового положения и качества управления финансами, согласно Приказам Министерства финансов от 18.08.2005 № 211 и от 11.05.2005 № 98. Такой анализ является  подготовительным этапом планирования бюджета. Для этих целей с 2003 года НПО «Криста» разрабатывает систему поддержки принятия управленческих решений СППР «Финансово-экономический анализ», активно используемую в финансовых органах 8 субъектов РФ, в том числе в Вологодской, Новосибирской, Саратовской областях, Республике Карелии и Ханты-Мансийском автономном округе.           

В 2006 году СППР «Финансово-экономический анализ» была расширена рядом новых блоков: блоком анализа данных подразделений ФНС по приказу 28н, блоком анализа ежемесячной отчетности с сайта Федерального казначейства, блоком анализа данных распределения фондов финансовой поддержки субъектов РФ с сайта Министерства финансов РФ.

В настоящее время нами ведутся работы по совершенствованию функциональности системы в соответствии с требованиями концепции управления результатами:  включение методик мониторинга качества оказания бюджетных услуг, мониторинга реализации бюджетных целевых программ, оценки эффективности и результативности бюджетных расходов.

Как известно, одним из трудоемких и трудноформализуемых этапов бюджетного процесса является этап планирования бюджета. Поэтому основным требованием к АИС «Прогноз и планирование бюджета» является возможность гибкой настройки многовариантных алгоритмов расчета всех субъектов бюджетного планирования. С 2005 года система эксплуатируется в 7 субъектах РФ, среди которых Республика Карелия, Костромская, Тульская, Саратовская, Омская области, Краснодарский край. Начиная с 2006 года функциональные возможности системы расширяются элементами бюджетирования, ориентированного на результат, такими как перечень стратегических целей и задач, среднесрочный финансовый план, реестр расходных обязательств, перечень бюджетных услуг и другими.

Центральным звеном автоматизации бюджетного процесса региона является система комплексной автоматизации деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований АС «Бюджет». С 1992 года она постоянно совершенствуется в рамках проводимых реформ и функционирует более чем в 20 субъектах РФ.

Говоря о комплексной автоматизации бюджетного процесса, отдельно хотелось бы остановиться на автоматизации бюджетных учреждений, деятельность которых, в первую очередь, направлена на оказание услуг населению региона. Для целей сквозного бюджетного учета нами в 2000 году были начаты работы по разработке АС «Смета», которая в настоящее время используется в 5000 бюджетных учреждениях.

К началу 2006 года все органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные учреждения перешли на новую систему бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от  26.08.2004 г. №70н. Однако в 2006 года вступила в действие новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от  10.02.2006 г. №25н. В этой связи нами были внесены соответствующие изменения в наши программные продукты, которые реализуют полный набор возможных операций, их корректное оформление первичными документами и отражение в регистрах учета, в том числе операций санкционирования расходов (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств). Все системы предусматривают создание системы управленческого учета: поддерживают расширение плана счетов, корреспонденции счетов, регистров учета.

Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, привносит в деятельность бюджетных учреждений дополнительные работы по ведению управленческого учета затрат на оказание бюджетных услуг. Поэтому в настоящее время нами активно ведутся работы по расширению функциональности АС «Смета» подсистемами калькулирования себестоимости бюджетных услуг и паспортизации бюджетного учреждения.

Вступление с 1 января 2006 года в силу Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (редакция от 27.07.2006 г.) потребовало от разработчиков программного обеспечения значительных доработок автоматизированных систем государственных закупок. В рамках этих изменений в разрабатываемую с 2002 года и внедряемую в 5 субъектах РФ АИС «Государственный заказ» добавлены программные модули, позволяющие вести реестр недобросовестных поставщиков и реестр государственных контрактов. Реализована возможность сбора  электронных предложений поставщиков и проведения электронных аукционов. Извещения о проведении конкурсов автоматически публикуются на интернет-портале АИС «Государственный заказ».

В связи с созданием нового четвёртого уровня бюджетной системы нами было принято решение о разработке  специализированного программного обеспечения для автоматизации исполнения бюджетов поселений.

Автоматизированная система «Бюджет поселения» внедряется в тех поселениях, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) самостоятельно выполняют свои полномочия по организации исполнения собственных бюджетов. На единой базе данных реализованы исполнение бюджета поселения, ведение бюджетного учета в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от  10.02.2006 г. №25н, ведение похозяйственной книги. Такой подход позволяет комплексно решить вопросы передачи полномочий на уровень поселений, оптимально организовать  работы по внедрению и освоению программного продукта.   

Для тех поселений, организация исполнения бюджетов которых частично или полностью передана финансовому органу муниципального района, в АС «Бюджет» и на Системе удаленного документооборота реализована возможность ведения нескольких бюджетов – так называемый механизм поддержки многобюджетности.

В настоящее время проведены работы по автоматизации сельских администраций в 10 регионах РФ, в которых бюджеты созданы с 1 января 2006 года. Это Вологодская, Архангельская, Курская, Костромская, Иркутская области, Краснодарский край и Республика Алтай, Республика Калмыкия  и ЯНАО.

Рассмотренное комплексное решение по автоматизации бюджетного процесса в использующих его регионах позволило повысить качество управления бюджетным процессом; активизировать механизмы финансового оздоровления субъекта РФ; повысить эффективность и результативность работы органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса; обеспечить открытость бюджетного процесса и прозрачность региональных и муниципальных финансов; создать условия для улучшения социально-экономического положения субъекта РФ и муниципальных образований.

С уважением, коллектив НПО Криста

 

Войти
Важные ссылки
Яндекс.Метрика
RUSSOFT ISO_9001 ORACLE