Решение «Централизованный бухгалтерский и управленческий учет»
В рамках интеграции процессов в сфере управления финансами актуальным становится процесс централизации бухгалтерского и управленческого учета в рамках создания централизованных бухгалтерий одной отрасли экономики, либо путем создания централизованных бухгалтерских центров.
Решение «Централизованная бухгалтерия» позволяет обеспечить создание единого информационного, методологического, технологического решения бухгалтерского и управленческого учета в целях эффективного использования финансовых, кадровых и информационно-телекоммуникационных ресурсов региона.
Цели и задачи решения
Решение «Смета: Централизованная бухгалтерия» предназначено для комплексной автоматизации централизованных бухгалтерий различных отраслевых направлений - образование, здравоохранение, культура и спорт, социальная защита и т.п. с учетом специфики каждой.
В рамках реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ решение позволяет вести централизованный бухгалтерский учет в соответствии с типом обслуживаемых учреждений – казенное, бюджетное, автономное.
Централизация бухгалтерского и управленческого учета может осуществляться либо путем создания централизованных бухгалтерий одной отрасли экономики, либо путем создания централизованных бухгалтерских центров.
Отраслевая централизованная бухгалтерия Централизованный бухгалтерский центр
Состав решения
- Учет санкционирования расходов хозяйствующего субъекта:
- для казенных учреждений - учет и изменение бюджетных ассигнований, ЛБО в разрезе ГРБС, РБС, ПБС и кодов бюджетной классификации;
- для бюджетных и автономных учреждений - учет сумм утвержденного и полученного финансового обеспечения в разрезе, утвержденном планом финансово-хозяйственной деятельности;
- учет и изменение принятых обязательств, договоров по принятым обязательствам;
- автоматический зачет принятых обязательств (бюджетных, денежных) при кассовых выбытиях бюджетных средств, а также на основании прочих документов, подтверждающих принятие БО;
- учет сумм сметных (плановых) назначений, а также объема прав на принятие обязательств в пределах утвержденных сумм сметных (плановых) назначений;
- импорт документов из системы исполнения бюджета
- Учет нефинансовых активов:
- учет основных средств, нематериальных активов, материальных запасов в разрезе номенклатуры, материально-ответственных лиц, цены поступления, мест хранения;
- учет истории движения объектов НФА по первичным документам;
- автоматизированный расчет ежемесячных амортизационных начислений.
- Учет финансовых активов:
- учет денежных средств учреждения на банковских и лицевых счетах (в т.ч. в иностранной валюте);
- учет наличных денежных средств в кассе учреждения;
- учет расчетов с подотчетными лицами (в т.ч. формирование авансовых отчетов на основании кассовых документов с автоматическим расчетом сумм остатка или перерасхода);
- учет денежных документов в кассе учреждения;
- учет финансовых вложений – ценных бумаг, акций, облигаций;
- экспорт платежных документов в действующий формат ФК;
- экспорт/импорт документов из системы исполнения бюджета.
- Учет расчетов с поставщиками по принятым обязательствам (учет входящих и исходящих Счетов-фактур, платежных документов, формирование Книги покупок и Книги продаж, возможность сверки взаимных расчетов между учреждением и поставщиками).
- Учет администрирования доходов (учет операций по поступлению/возврату в бюджет администрируемых платежей; начисление доходов/возвратов излишне полученных доходов; автоматическое начисление доходов/возвратов по факту перечисления/возврата денежных средств платежными документами; импорт/экспорт документов в действующем формате ФК).
- Учет межбюджетных отношений:
- учет, начисление и распределение начисленных сумм финансовой помощи (субсидий, субвенций, трансфертов) другим бюджетам бюджетной системы РФ согласно сметам расходов;
- автоматический расчет заявленных к финансированию/распределению сумм с учетом введенного процента и предыдущих перечисленных сумм по платежным документам.
- Учет кредитов полученных и выданных, государственных и муниципальных гарантий, долговых обязательств в ценных бумагах (в т.ч. в иностранной валюте):
- учет Договоров по кредитам, гарантиям, ценным бумагам;
- учет кредитной истории по первичным документам: получение/предоставление, начисление процентов/пени/штрафов, погашение, списание, дополнительные расходы;
- учет нескольких процентных ставок по Договору, пересчет процентных ставок при изменении ставки рефинансирования ЦБ РФ, расчет курсовой разницы;
- Учет расчетов по заработной плате:
- ведение структуры учреждения, штатного расписания, индивидуальной информации о сотрудниках, графиков рабочего времени, фактически отработанного времени;
- учет хронологии движения сотрудников учреждения - прием, перевод, увольнение, совместительство в пределах штатного расписания;
- ведение справочника видов начислений и удержаний, настройка пользователем расчета отдельных видов начислений и удержаний на основании зависимостей;
- расчет тарификации сотрудников учреждения;
- автоматический расчет заработной платы в разрезе видов финансового обеспечения, кодов бюджетной классификации;
- автоматический расчет районных и северных коэффициентов;
- автоматический расчет налогов и отчислений по заработной плате;
- расчеты на основании среднего заработка, расчеты сумм материальной помощи, исполнительных листов, различных пособий, премий
- учет авансовых, межрасчетных и итоговых выплат сотрудникам, перерасчет сумм заработной платы за прошлые периоды, депонирование сумм заработной платы.
- Учет прочих расчетов:
- учет платы родителей за содержание детей в ДОУ (ведение списка детей, учет посещаемости, учет льгот по оплате содержания детей, начисление платы родителей, учет поступления и задолженности по оплате родителями содержания детей в учреждении);
- расчеты стипендий (ведение списка учащихся средних и высших учебных заведений, начисление стипендий, учет выдачи, депонирования и задолженности по стипендиям);
- учет расчетов с опекунами (учет опекунов, расчеты пособий опекунам, учет начислений, поступлений и возвратов сумм опекунам).
- Общая бухгалтерия (иерархическая структура плана счетов с аналитическими признаками, закрытие счетов в конце года, формирование журналов операций, главной книги, бухгалтерской/бюджетной отчетности и др. форм регламентированной отчетности).
- Налоговая отчетность:
- формирование налоговой отчетности: налог на имущество (Авансовые платежи, Декларация по налогу на имущество), земельный налог (Декларация по земельному налогу), транспортный налог (Декларация по транспортному налогу), налог на добавленную стоимость (Декларация по НДС), налог на прибыль (Декларация по налогу на прибыль);
- выгрузка форм налоговой отчетности в электронный формат для передачи в налоговые органы.
При расчете заработной платы
Для учреждений сферы образования предусмотрен учет тарификации сотрудников: расчет заработной платы в соответствии с тарифной сеткой, возможность учета коэффициентов к тарифному разряду, различных надбавок (классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, кабинетами, лабораториями и т.д.). Возможность настройки тарификации для расчета отраслевой оплаты труда в соответствии с принятой методикой.
Для учреждений здравоохранения реализована гибкая система обработки информации для расчета дополнительных отработок (дежурств, интенсивности, увеличения объема и др.).
Особенности технической реализации
- Применение передовых web-технологий с использованием ЭП позволяет получить в режиме реального времени от обслуживаемых учреждений первичные данные, необходимые для ведения полноценного бухгалтерского учета; уменьшить посещения централизованной бухгалтерии обслуживаемыми учреждениями в целях передачи первичных данных; обеспечить возможность осуществления мониторинга исполнения бюджетного процесса обслуживаемыми учреждениями
- Единообразие учета на основе использования единого информационного, методологического пространства, единых классификаторов и справочников
- Формирование бухгалтерской, бюджетной, статистической и налоговой отчетности в режиме реального времени как общей, так и раздельной (в разрезе каждого обслуживаемого учреждения)
- Консолидация данных и получение различной сводной отчетности, в т.ч. формирование сводной бухгалтерской отчетности по обслуживаемым учреждениям
- Широкие возможности по расчету заработной платы сотрудников обслуживаемых учреждений - реализация расчета по новой системе оплаты труда, возможность настройки тарификации для педагогических работников в соответствии с принятой методикой, гибкая система учета дополнительного рабочего времени для учреждений здравоохранения (дежурства, увеличение объема, замещения), выгрузка начислений на пластиковые карточки в форматах различных банков
- Перенос данных при реорганизации централизованной бухгалтерии - включение/исключение бюджетного учреждения в/из числа обслуживаемых без участия разработчиков
- Поддержка различных вариантов накопления данных в системе - ведение однолетней и многолетней баз данных
- Создание механизмов информационного обмена между банком, органом казначейства, финансовым органом, централизованной бухгалтерией, распорядителем бюджетных средств
Обеспечение быстрого и качественного перехода к использованию данного решения путем импорта данных из программных продуктов «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и «Парус-Бюджет»
Лучшая практика
К настоящему времени накоплен положительный опыт создания единых централизованных бухгалтерий в муниципальных образованиях более чем 20 субъектов РФ на базе Решения «Смета: Централизованная бухгалтерия».
Например, в Иркутской области подобные решения с предпроектным обследованием были реализованы в Зиминском районе в 2007-м году , Черемховском районе в 2008-м году и г.Усть-Илимске в 2010-2012 гг. Сокращение годовых расходов на организацию учета, по оценкам самих районов, составило от 8 до 21 млн. рублей.
Результаты организации централизованных бухгалтерий в районах Иркутской области