Бюджетирование, ориентированное на результат
В настоящее время проводятся большие нововведения в бюджетной сфере, обусловленные принятием Федерального Закона от 8 мая 2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Эти нововведения призваны обеспечить:
- тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;
- оптимизировать объемы и порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также выполнения государственных (муниципальных) функций;
- повысить качество управления в общественном секторе;
- создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;
- усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
В этой связи значительные изменения претерпевает весь бюджетный процесс. В свете перехода на субсидиарное финансирование учреждений через государственные (муниципальные) задания и изменения механизмов контроля за деятельности этих учреждений за счет смещения акцентов с предконтроля на постконтроль результатов деятельности особо актуальным становится внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.
На протяжении нескольких лет НПО «Криста» осуществляло работу по методическому и информационно-аналитическому обеспечению механизмов БОР. Этот, на наш взгляд, уникальный опыт синтеза методологии и автоматизации мы постарались описать в этой книге. Надеемся, что он будет интересен и полезен субъектам РФ и муниципальным образованиям при внедрении в практику бюджетного процесса механизмов БОР.
Цели внедрения механизмов БОР в субъектах РФ и муниципальных образованиях
Применение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, (БОР) в субъектах РФ и муниципальных образованиях позволяет определить подходы к решению следующих задач:
- распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям и тактическим задачам главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС);
- предоставление услуг, на которые население в действительности предъявляет спрос;
- повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;
- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
- переход к распределению бюджетных ресурсов между ГРБС и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики;
- смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение самостоятельности и ответственности ГРБС.
Таким образом, БОР дает возможность справедливо и экономически обоснованно распределять бюджетные ассигнования, а также концентрировать ограниченные ресурсы бюджета на решении приоритетных задач.
Ключевые моменты выбора схемы автоматизации БОР
При выборе схемы автоматизации БОР необходимо учитывать несколько принципиальных моментов:
- комплексность решения. Схема БОР должна охватывать все процессы управления, начиная от целеполагания и заканчивая оценкой эффективности деятельности ГРБС. В автоматизированном виде должны быть взаимоувязаны следующие инструменты БОР: индикативные планы деятельности ГРБС, реестр расходных обязательств, реестр государственных услуг, среднесрочное планирование, бюджетные ассигнования, государственные задания, ведомственные целевые программы, долгосрочные целевые программы, паспорта бюджетных учреждений, ДРОНД, оценка эффективности деятельности ГРБС;
- синтез методологии и автоматизации механизмов БОР. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения механизмов БОР позволит сократить время на внедрение всего комплекса мероприятий за счет использования специально разработанных под автоматизацию порядков, регламентов и методик расчета;
- унификация механизмов БОР на муниципальном уровне. Включение муниципальных образований в схему БОР предполагает типизацию всех элементов БОР как на методологическом, так и на информационно-аналитическом уровнях. Единство наполнения реестра муниципальных услуг и паспорта учреждения, аналогичность методик расчета стоимости услуг, идентичность механизмов формирования и анализа исполнения государственных задания, ВЦП, ДЦП и ДРОНД позволит, используя существующий механизм консолидации информации, загрузить в интегрированное информационное хранилище данных необходимую для принятия управленческих решений информацию;
- интеграция в иерархическую систему управления бюджетным процессом региона. Автоматизация механизмов БОР должна быть тесно взаимоувязана с существующими решениями по автоматизации процессов управления финансами, в частности с процессом исполнения бюджета для получения «обратной» связи.
Состав и функциональные возможности
- Программный модуль "Реестр расходных обязательств"
- Программный модуль "Управление по целям и задачам"
- Программный модуль "Планирование бюджетных ассигнований"
- Программный модуль "Ведомственные целевые программы"
- Программный модуль "Государственное (муниципальное) задание"
- Программный модуль "Паспорт государственного (муниципального) учреждения"
- Программный модуль "Закон (решение) о бюджете и поправки к нему"
- Программный модуль "Оценка эффективности деятельности ГРБС"
- Программный модуль "ДРОНД"