|
Аналитический центр руководителя
Решение предназначено для современных мобильных руководителей органов исполнительной власти, которым требуется, чтобы необходимая им информация всегда была под рукой.
Цели и задачи
Целью внедрения программного комплекса является повышение эффективности деятельности органа власти (органа местного самоуправления) за счет решения следующих задач:
- Повышение информированности руководителей и специалистов. Система обеспечивает руководителей и специалистов полной, достоверной, оперативной информацией о финансовом и экономическом состоянии региона (муниципального образования).
- Обеспечение для руководителей повсеместного доступа к информации – с персонального компьютера, смартфона, коммуникатора. В нестабильных условиях это позволяет осуществлять ситуационное управление.Ситуационное управление (От лат. situatio - положение) ‑ оперативное управление, осуществляемое в дополнение к стратегическому, перспективному. Заключается в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.
- Применение методик анализа и визуализации информации, ориентированных на выявление проблемных мест, точек роста и поддержку принятия управленческих решений.
- Публикация необходимой информации для:
- губернатора и правительства субъекта РФ, главы муниципального образования;
- органов законодательной власти (для рассмотрения и принятия законодательных инициатив),
- депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представителей субъекта РФ в Совете Федерации;
- аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе;
- иных государственных органов и органов местного самоуправления;
- получателей, распорядителей, главных распорядителей средств бюджетов; администраторов, главных администраторов доходов бюджетов; администраторов, главные администраторов источников финансирования дефицита бюджетов и пр.
Состав доступной информации системы для каждой группы пользователей определяется индивидуально в соответствии с назначением прав доступа к информации.
- Публикация части информации в открытом разделе системы для средств массовой информации, студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников учебных учреждений и иных юридических и физических лиц (согласно N 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
Направления анализа
- Исполнение бюджета субъекта и муниципальных образований (доходы, расходы, исполнение плана, остатки нецелевых и целевых средств, долговые обязательства, межбюджетные трансферты, сравнение с другими субъектами федерального округа и РФ, сравнение по муниципалитетам).
- Мониторинг расходования бюджетных средств. Анализ финансовой гибкости бюджетов и анализ мер, предпринимаемых в направлении оптимизации расходов:
- мониторинг осуществления первоочередных расходов (заработная плата и социальные выплаты, оплата коммунальных услуг, обслуживание государственного долга);
- анализ доли капитальных вложений в расходах бюджета.
- Оценка собираемости налогов и налогового потенциала территорий. Мобилизация доходов, мониторинг мероприятий по мобилизации. Анализ налоговых поступлений и платежей в бюджет, в том числе анализ недоимки и оценка потерь бюджетов от недополученных доходов (с учетом инфляции).
- Анализ данных о расходах и численности работников органов государственной власти и органов местного самоуправления. Мониторинг соблюдения нормативов расходования средств на содержание органов государственной власти.
- Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств.
- Анализ государственного и муниципального долга. Мониторинг индикаторов долговой нагрузки на бюджеты.
- Контроль над соблюдением действующего законодательства на региональном и муниципальном уровне (мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса).
- Сравнение с другими субъектами федерального округа и другими субъектами РФ.
- Мониторинг качества управления бюджетами муниципальных образований и платежеспособности местных бюджетов.
- Оценка и сопоставление динамики и структуры значений показателей финансового и социально-экономического развития.
- Мониторинг изменения плановых показателей бюджетов в течение года (секвестрование планов).
- Государственный заказ (мониторинг и анализ эффективности размещения заказа). Мониторинг закупочных цен и тарифов.
- Целевые программы (оценка результативности мероприятий бюджетных целевых программ).
- Бюджетные отрасли (оценка эффективности расходования бюджетных средств по отраслям).
- Бюджетные учреждения (оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений).
- Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
- Мониторинг социально-экономических показателей территории (на основании данных статистики, региональных и муниципальных ведомств, предприятий, органов власти). Отслеживание и мониторинг тенденций по направлениям: ресурсы, экология, население, труд, уровень жизни населения, ЖКХ, образование, здравоохранение, спорт, туризм и отдых, культура и искусство, валовый региональный продукт, предприятия и организации, производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, платные услуги, наука и инновации, финансы, инвестиции, цены, внешнеэкономическая деятельность.
- Формирование паспорта субъекта и муниципальных образований.
- Анализ социально-экономического развития и уровня развития.
- Анализ внешнеэкономической деятельности.
- Оценка качества и уровня жизни населения.
- Оценка инвестиционной привлекательности.
- Мониторинг ситуации на рынке труда и занятости населения.
- Мониторинг доходов населения.
- Мониторинг основных предприятий территории (для контроля за деятельностью и состоянием важнейших предприятий территории; производство товаров и услуг, инвестиции, финансовое состояние, заработная плата и работники).
- Мониторинг отраслей образования, ЖКХ, спорта, доступности и качества жилья.
- Социально-эпидемиологический мониторинг региона (муниципального образования).
- Мониторинг здоровья населения.
- Другие направления.
В системе «Аналитический центр» разработаны типовые направления анализа, информационные источники, методики анализа и шаблоны отчетов. При внедрении системы выбирается набор типовых блоков и при необходимости выполняется разработка новых направлений анализа, методик и шаблонов отчетов.
Как работает решение
1 Формируется интегрированное хранилище данных, содержащее информацию за несколько лет о финансовом и социально-экономическом состоянии региона. В хранилище загружаются данные из автоматизированных систем, использующихся в органах исполнительной власти (OLTP-систем), а также информационные ресурсы в различных форматах (txt, xls, dbf, XML, gdb и т.д.).
2 Для обеспечения сравнимости информации разных лет и разных источников данные приводятся к сопоставимым классификаторам.
3 По данным хранилища строится многомерная база данных (OLAP). Выполняется многомерный анализ данных, анализ с использованием математического аппарата теории статистики и теории вероятности.
Применяются различные методики анализа. Осуществляется расчет и оценка качественных и количественных индикаторов экономического и финансового состояния региона, муниципальных образований, отраслей, бюджетных учреждений, оценка эффективности и результативности деятельности.
4 Специалисты-аналитики могут обращаться напрямую к данными многомерной базы для построения произвольных отчетов. Специалисты-аналитики могут обращаться напрямую к данным многомерной базы для построения произвольных отчетов в программе MDX Эксперт 3.
Аналитики работают с моделями данных в терминах предметной области, выполняют срезы данных, строят необходимые сводные отчеты, детальные отчеты, дополнительные вычисления, диаграммы, графики, картограммы и картодиаграммы. Настроенные формы информационно-аналитических документов, ориентированных на принятие решений, аналитик может сохранить в виде шаблонов отчетов.
5 На WEB-сервере системы публикуются аналитические отчеты по различным направлениям финансовой и экономический сферы для доступа из сети Интернет. Информация в аналитических отчетах представлена в наглядной и удобной форме таблиц, диаграмм, картограмм и картодиаграмм.
Это не сайт с документами, а живая система. Все отчеты публикуются в виде шаблонов и выбирают информацию из базы данных на момент отображения отчета пользователю.
6 WEB-интерфейс системы может использовать не только данные многомерной базы и хранилища за несколько лет, но и напрямую информацию автоматизированных систем, функционирующих в органе исполнительной власти (OLTP-систем обработки транзакций). При этом не выполняется предварительная обработка данных в системе анализа. Такой вариант используется, если требуется оперативность обновления менее 5 минут.
7 Система разграничивает уровни доступа к информации для отдельных пользователей и групп. Публикуются раздельные наборы отчетов для аналитического центра руководителя, для специалистов финансового органа, других органов исполнительной и законодательной власти. Часть отчетов системы можно сделать открытыми для населения, предприятий и организаций. WEB-интерфейс системы может быть подключен к официальному сайту органа исполнительной власти.
8 Аналитический центр доступен руководителю на рабочем месте, в командировке, на семинаре или совещании (обновляется через Интернет), на его персональном компьютере или мобильном устройстве (смартфоне, коммуникаторе, iPhone, UMPC).
9 Разработано специальное приложение «iМониторинг», которое позволяет просматривать финансовые и экономические показатели с помощью смартфона iPhone, iPod Touch, планшетного компьютера Apple iPad или смартфона Winows Mobile.
Приложение оперативно отражает табличные и графические данные, поступающие с WEB-сервера системы через защищенное соединение. Приложение «iМониторинг» имеет интуитивно понятный пользовательский интерфейс, адаптированный для сенсорных экранов и стандартных элементов управления смартфонов и планшетных компьютеров.
10 На персональном компьютере руководителя система отображает «приборную панель» - укрупненную информацию по всем основным разделам финансовой и экономической сферы на текущий момент времени. Разделы, требующие внимания, отмечаются сигнализирующими индикаторами.
При нажатии на фрагмент приборной панели открывается детализированная информация по соответствующему разделу.
11 Детализированная информация отображается в виде WEB-отчетов, состоящих из таблиц, диаграмм, картограмм.
Элементы отчетов являются интерактивными (например, выбираем район на карте - таблицы и диаграммы отображаются по выбранному району; выбираем элемент в таблице - данные на диаграмме отображаются по выбранному элементу). Параметры отчета позволяют получать данные по отдельному периоду, району, коду бюджетной классификации.
Для просмотра отчетов необходим персональный компьютер (поддерживаются операционные системы семейства Windows, Apple Mac ОС или Unix-подобные системы), браузер и подключение к сети Интернет.
Состав решения
Организационные и методические мероприятия, необходимые для внедрения системы:
— Определить состав информационных источников для наполнения хранилища данных;
— Определить состав источников оперативной информации, которые будут напрямую подключены к аналитическому центру;
— Определить состав аналитических отчетов и методик анализа данных, которые будут использоваться.
Вариант 1 «Полный» | Вариант 2 «Легкий». Программное обеспечение как сервис (SaaS) |
Компоненты системы размещаются в органе исполнительной власти. Обеспечиваются все функциональные возможности решения без ограничений. | Хранилище данных, многомерная база данных (OLAP) и WEB-сервис размещаются на площадке НПО «Криста». Обеспечивается защита информации и подключение по защищенному каналу для руководителей и специалистов. Данные для формирования отчетов WEB-интерфейса передаются из органа исполнительной власти в НПО «Криста». Достоинства: Легкое развертывание, внедрение и обслуживание системы. Нет необходимости в приобретении WEB-сервера и СУБД. Администрирование системы выполняется силами специалистов НПО «Криста». Недостатки:
|
Рекомендуется для: крупных органов исполнительной власти, имеющих возможность организации собственного WEB-сервера. | Рекомендуется для: небольших органов исполнительной власти, для быстрого развертывания первоначального варианта аналитического центра или минимизации затрат на внедрение и обслуживание системы. |
Программно-аппаратные компоненты:
|
Программно-аппаратные компоненты:
|