Решения

БОР

Бюджетирование, ориентированное на результат

В настоящее время проводятся большие нововведения в бюджетной сфере, обусловленные принятием Федерального Закона от 8 мая 2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Эти нововведения призваны обеспечить:

  • тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;
  • оптимизировать объемы и порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также выполнения государственных (муниципальных) функций;
  • повысить качество управления в общественном секторе;
  • создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;
  • усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

В этой связи значительные изменения претерпевает весь бюджетный процесс. В свете перехода на субсидиарное финансирование учреждений через государственные (муниципальные) задания и изменения механизмов контроля за деятельности этих учреждений за счет смещения акцентов с предконтроля на постконтроль результатов деятельности особо актуальным становится внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.

Цели внедрения механизмов БОР в субъектах РФ и муниципальных образованиях

Применение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, (БОР) в субъектах РФ и муниципальных образованиях позволяет определить подходы к решению следующих задач:

  • распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям и тактическим задачам главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС);
  • предоставление услуг, на которые население в действительности предъявляет спрос;
  • повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;
  • упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
  • переход к распределению бюджетных ресурсов между ГРБС и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики;
  • смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение самостоятельности и ответственности ГРБС.

Таким образом, БОР дает возможность справедливо и экономически обоснованно распределять бюджетные ассигнования, а также концентрировать ограниченные ресурсы бюджета на решении приоритетных задач.

Ключевые моменты выбора схемы автоматизации БОР

При выборе схемы автоматизации БОР необходимо учитывать несколько принципиальных моментов:

  • комплексность решения.  Схема БОР должна охватывать все процессы управления, начиная от целеполагания и заканчивая оценкой эффективности деятельности ГРБС. В автоматизированном виде должны быть взаимоувязаны следующие инструменты БОР: индикативные планы деятельности ГРБС, реестр расходных обязательств, реестр государственных услуг, среднесрочное планирование, бюджетные ассигнования, государственные задания,  ведомственные целевые программы, долгосрочные целевые программы, паспорта бюджетных учреждений, ДРОНД, оценка эффективности деятельности ГРБС;
  • синтез методологии и автоматизации механизмов БОР. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения механизмов БОР позволит сократить время на внедрение всего комплекса мероприятий за счет использования специально разработанных под автоматизацию порядков, регламентов и методик расчета;
  • унификация механизмов БОР на муниципальном уровне. Включение муниципальных образований в схему БОР предполагает типизацию всех элементов БОР как на методологическом, так и на информационно-аналитическом уровнях. Единство наполнения реестра муниципальных услуг и паспорта учреждения, аналогичность методик расчета стоимости услуг, идентичность механизмов формирования и анализа исполнения государственных задания, ВЦП, ДЦП и ДРОНД позволит, используя существующий механизм консолидации информации, загрузить в интегрированное информационное хранилище данных необходимую для принятия управленческих решений информацию;
  • интеграция в иерархическую систему управления бюджетным процессом региона. Автоматизация механизмов БОР должна быть тесно взаимоувязана с существующими решениями по автоматизации процессов управления финансами, в частности с процессом исполнения бюджета для получения «обратной» связи.

Состав и функциональные возможности

Методология внедрения и сопровождения автоматизации БОР

Одним из преимуществ подхода НПО «Криста» к автоматизации механизмов БОР является единство методологического и информационно-аналитического обеспечения, которое позволяет сократить время на внедрение всего комплекса мероприятий за счет использования специально разработанных под автоматизацию порядков, регламентов и отраслевых методик расчета.

Цикл внедрения механизмов БОР рассчитан таким образом, чтобы охватить методологическим обеспечением и индивидуальными консультациями по работе с системой все этапы от целеполагания до оценки эффективности деятельности ГБС в рамках сроков бюджетного процесса.

Методологическое обеспечение автоматизации механизмов БОР включает в себя:
  • типовой перечень целей и задач деятельности ГРБС в рамках системы стратегических целей и тактических задач Правительства (Администрации) субъекта РФ (муниципального образования) в увязке с типовым перечнем бюджетных ассигнований;
  • методику оценки потребности на предоставление государственных (муниципальных) услуг в натуральном и стоимостном выражении;
  • методику планирования бюджетных ассигнований на предоставление государственных (муниципальных) услуг;
  • методику конкурсного распределения средств бюджета принимаемых обязательств на реализацию ВЦП;
  • методику оценки эффективности и результативности реализации ВЦП;
  • отраслевые методики расчёта стоимости государственных (муниципальных) услуг;
  • набор показателей для аналитического учёта деятельности учреждений;
  • методику оценки качества финансового менеджмента ГРБС;
  • методику оценки неэффективных расходов ГРБС;
  • методику оценки деятельности учреждений;
  • методику оценки эффективности реализации ДРОНД;
  • набор аналитической отчётности для ПК, iPad, iPhone.

Учитывая новизну, непрерывные изменения законодательства и относительную индивидуальность подхода каждого региона (муниципального образования) к автоматизации механизмов БОР специалистами НПО "Криста" разработаны специальные семинары и тренинги, которые разделены на несколько категорий:

  • тренинги для начинающих, которые проводятся в семинарной форме в рамках внедрения механизмов БОР и предназначены для получения первичных знаний по методологии и автоматизации механизмов БОР;
  • индивидуальные занятия, на которых в рамках внедрения механизмов БОР каждый пользователь по своей специализации обучается работе с конкретными рабочими местами программных модулеу на примере своих данных;
  • тренинги для профессионалов, которые проводятся как на территории НПО "Криста", так и на территории Заказчика и способствуют обмену практическим опытом между руководителями и специалистами различных территорий.

Горячая линия консультаций по вопросам БОР htth://www.forum.iminfin.ru

Вступление в силу Федерального Закона от 8 мая 2010г. 83-ФЗ "О внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предопределило новый этап реформирования общественных финансов.

Многими субъектами РФ и муниципальными образованиями в рамках реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимых в течение 10 лет, проделана боьшая работа в указанных направлениях и сделан немалый задел для реализации положений Федерального Закона. Некоторым субъектам РФ и муниципальным образованиям эта работа ещё только предстоит. И им необходимо в ускоренном режиме пройти весь путь по внедрению механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.

НПО "Криста" готово оказать поддержку субъектам РФ и муниципальным образованиям в части распространения лучшей практики внедрения механизмов БОР, накопленной регионами за 10 лет существования Фонда реформирования региональных финансов.

С этой целью организован Форум "Бюджетирование, ориентированное на результат". По телефону 8-800-200-20-72, электронной почте iminfin@krista.ru или на информационном портале forum.iminfin.fu Вы сможете получить консультации специалистов субъектов РФ, консультантов и НПО "Криста".

Мы будем признательны за комментарии и предложения по вопросам совершенствованию нормативных правовых актов в области реформирования региональных и муниципальных финансов, а также за участие в обсуждении разрабатываемых проектов нормативных правовых актов и методических материалов, которые будут размещаться на информационном портале.

 

"ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА"

Войти
Важные ссылки
Яндекс.Метрика
RUSSOFT ISO_9001 ORACLE