Бюджетирование, ориентированное на результат
В настоящее время проводятся большие нововведения в бюджетной сфере, обусловленные принятием Федерального Закона от 8 мая 2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Эти нововведения призваны обеспечить:
- тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;
- оптимизировать объемы и порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также выполнения государственных (муниципальных) функций;
- повысить качество управления в общественном секторе;
- создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;
- усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
В этой связи значительные изменения претерпевает весь бюджетный процесс. В свете перехода на субсидиарное финансирование учреждений через государственные (муниципальные) задания и изменения механизмов контроля за деятельности этих учреждений за счет смещения акцентов с предконтроля на постконтроль результатов деятельности особо актуальным становится внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.
Цели внедрения механизмов БОР в субъектах РФ и муниципальных образованиях
Применение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, (БОР) в субъектах РФ и муниципальных образованиях позволяет определить подходы к решению следующих задач:
- распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям и тактическим задачам главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС);
- предоставление услуг, на которые население в действительности предъявляет спрос;
- повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;
- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
- переход к распределению бюджетных ресурсов между ГРБС и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики;
- смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение самостоятельности и ответственности ГРБС.
Таким образом, БОР дает возможность справедливо и экономически обоснованно распределять бюджетные ассигнования, а также концентрировать ограниченные ресурсы бюджета на решении приоритетных задач.
Ключевые моменты выбора схемы автоматизации БОР
При выборе схемы автоматизации БОР необходимо учитывать несколько принципиальных моментов:
- комплексность решения. Схема БОР должна охватывать все процессы управления, начиная от целеполагания и заканчивая оценкой эффективности деятельности ГРБС. В автоматизированном виде должны быть взаимоувязаны следующие инструменты БОР: индикативные планы деятельности ГРБС, реестр расходных обязательств, реестр государственных услуг, среднесрочное планирование, бюджетные ассигнования, государственные задания, ведомственные целевые программы, долгосрочные целевые программы, паспорта бюджетных учреждений, ДРОНД, оценка эффективности деятельности ГРБС;
- синтез методологии и автоматизации механизмов БОР. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения механизмов БОР позволит сократить время на внедрение всего комплекса мероприятий за счет использования специально разработанных под автоматизацию порядков, регламентов и методик расчета;
- унификация механизмов БОР на муниципальном уровне. Включение муниципальных образований в схему БОР предполагает типизацию всех элементов БОР как на методологическом, так и на информационно-аналитическом уровнях. Единство наполнения реестра муниципальных услуг и паспорта учреждения, аналогичность методик расчета стоимости услуг, идентичность механизмов формирования и анализа исполнения государственных задания, ВЦП, ДЦП и ДРОНД позволит, используя существующий механизм консолидации информации, загрузить в интегрированное информационное хранилище данных необходимую для принятия управленческих решений информацию;
- интеграция в иерархическую систему управления бюджетным процессом региона. Автоматизация механизмов БОР должна быть тесно взаимоувязана с существующими решениями по автоматизации процессов управления финансами, в частности с процессом исполнения бюджета для получения «обратной» связи.
Состав и функциональные возможности
- Программный модуль "Реестр расходных обязательств"
- Программный модуль "Управление по целям и задачам"
- Программный модуль "Планирование бюджетных ассигнований"
- Программный модуль "Ведомственные целевые программы"
- Программный модуль "Государственное (муниципальное) задание"
- Программный модуль "Паспорт государственного (муниципального) учреждения"
- Программный модуль "Закон (решение) о бюджете и поправки к нему"
- Программный модуль "Оценка эффективности деятельности ГРБС"
- Программный модуль "ДРОНД"
Методология внедрения и сопровождения автоматизации БОР
Одним из преимуществ подхода НПО «Криста» к автоматизации механизмов БОР является единство методологического и информационно-аналитического обеспечения, которое позволяет сократить время на внедрение всего комплекса мероприятий за счет использования специально разработанных под автоматизацию порядков, регламентов и отраслевых методик расчета.
Цикл внедрения механизмов БОР рассчитан таким образом, чтобы охватить методологическим обеспечением и индивидуальными консультациями по работе с системой все этапы от целеполагания до оценки эффективности деятельности ГБС в рамках сроков бюджетного процесса.
Методологическое обеспечение автоматизации механизмов БОР включает в себя:
- типовой перечень целей и задач деятельности ГРБС в рамках системы стратегических целей и тактических задач Правительства (Администрации) субъекта РФ (муниципального образования) в увязке с типовым перечнем бюджетных ассигнований;
- методику оценки потребности на предоставление государственных (муниципальных) услуг в натуральном и стоимостном выражении;
- методику планирования бюджетных ассигнований на предоставление государственных (муниципальных) услуг;
- методику конкурсного распределения средств бюджета принимаемых обязательств на реализацию ВЦП;
- методику оценки эффективности и результативности реализации ВЦП;
- отраслевые методики расчёта стоимости государственных (муниципальных) услуг;
- набор показателей для аналитического учёта деятельности учреждений;
- методику оценки качества финансового менеджмента ГРБС;
- методику оценки неэффективных расходов ГРБС;
- методику оценки деятельности учреждений;
- методику оценки эффективности реализации ДРОНД;
- набор аналитической отчётности для ПК, iPad, iPhone.
Учитывая новизну, непрерывные изменения законодательства и относительную индивидуальность подхода каждого региона (муниципального образования) к автоматизации механизмов БОР специалистами НПО "Криста" разработаны специальные семинары и тренинги, которые разделены на несколько категорий:
- тренинги для начинающих, которые проводятся в семинарной форме в рамках внедрения механизмов БОР и предназначены для получения первичных знаний по методологии и автоматизации механизмов БОР;
- индивидуальные занятия, на которых в рамках внедрения механизмов БОР каждый пользователь по своей специализации обучается работе с конкретными рабочими местами программных модулеу на примере своих данных;
- тренинги для профессионалов, которые проводятся как на территории НПО "Криста", так и на территории Заказчика и способствуют обмену практическим опытом между руководителями и специалистами различных территорий.
Горячая линия консультаций по вопросам БОР htth://www.forum.iminfin.ru
Вступление в силу Федерального Закона от 8 мая 2010г. 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предопределило новый этап реформирования общественных финансов.
Многими субъектами РФ и муниципальными образованиями в рамках реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимых в течение 10 лет, проделана боьшая работа в указанных направлениях и сделан немалый задел для реализации положений Федерального Закона. Некоторым субъектам РФ и муниципальным образованиям эта работа ещё только предстоит. И им необходимо в ускоренном режиме пройти весь путь по внедрению механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.
НПО "Криста" готово оказать поддержку субъектам РФ и муниципальным образованиям в части распространения лучшей практики внедрения механизмов БОР, накопленной регионами за 10 лет существования Фонда реформирования региональных финансов.
С этой целью организован Форум "Бюджетирование, ориентированное на результат". По телефону 8-800-200-20-72, электронной почте iminfin@krista.ru или на информационном портале forum.iminfin.fu Вы сможете получить консультации специалистов субъектов РФ, консультантов и НПО "Криста".
Мы будем признательны за комментарии и предложения по вопросам совершенствованию нормативных правовых актов в области реформирования региональных и муниципальных финансов, а также за участие в обсуждении разрабатываемых проектов нормативных правовых актов и методических материалов, которые будут размещаться на информационном портале.